Наука нашла ген "шестого чувства"

25.09.2016 - 10:37

Исследователи США обнаружили ген, который отвечает у человека за "шестое чувство". Его ученые называют словом "проприорецепция".

Этот термин обозначает способность ощущать положение каждой из частей своего тела относительно друг друга и в пространстве в целом. Потеря этой способности может отрицательно сказаться на речи, координации движений и даже на способности ходить.

Это научное открытие принадлежит детскому неврологу К.Беннеману из Национального института неврологических расстройств и инсульта (США). По сведениям издания Science, как-то раз врач обратил внимание на то, что 2 пациентки 9 и 19 лет имеют похожие симптомы: у девочек фиксировался сколиоз, трудности в ходьбе, а ноги, руки и пальцы были необычно согнуты. Также обнаружились у пациенток проблемы с чувствительностью кожи.

Беннеман провел несколько тестов, которые помогли установить, что пациентки были в состоянии нормально ходить и дотрагиваться до носа, но только с открытыми глазами. При отсутствии визуального контроля с этой задачей им справиться не удалось. Также они не ощущали прикосновения к коже мягкой щетки, при этом ощущать боль и температуру они могли.
Оказалось, что у пациенток нет "шестого чувства", то есть, они не могли инстинктивно осознавать положение своих конечностей в пространстве. При этом его отсутствие частично пациентки компенсировали зрением.

Тогда врач проанализировал их ДНК, и это сразу помогло найти причину такого отклонения. У них обеих была найдена редкая и тяжелая мутация гена PIEZO2, который, как предполагают ученые, отвечает за координацию и тактильные ощущения.
Исследователи подчеркивают, что результат всего лишь 2-х пациенток не является основанием для того, чтобы делать окончательные выводы. Пока еще неясно, каким образом связана мутация гена PIEZO2  и заболевания сколиозом. Сейчас не исключается, что контролируемые этим геном белки выполняют главную роль при формировании скелета. Кроме того, без проприорецепции сложно выработать и сохранять правильную осанку.
Кстати, предстоит далее выяснить, не являются ли какие-то мутации этого гена причиной того, что одни рождаются ловкими и становятся успешными в спорте, а другие нет.