Вы здесь

Пора вводить ликбез!

23.06.2015 - 04:29

Школьные учителя и родители начали бить тревогу по поводу снижения грамотности детей еще в «лихие 90-ые». С тех пор минуло 20 с лишним лет… А что изменилось? 
В результате безответственного отказа от эффективной системы обучения детей и целого вала непродуманных, насаждаемых сверху реформ школьного образования и воспитания мы получили уже два поколения россиян, не умеющих читать. 
У них прекрасно развита скорость чтения, и на этой скорости они «благополучно пролетают мимо» смысла текста, не в силах его воспринять,  осознать и усвоить его содержание. 
А зачем? Ведь проверяется скорость и умение произносить звуки! Понимание прочитанного вообще мало кого волнует. А ведь это – прямой путь к тому, что дети не в состоянии понять ни смысл задачи по математике, ни вопрос после параграфа по истории или биологии… 
Про понимание литературных произведений и умение писать сочинения лучше вообще обойтись без комментариев. Эти способности сохраняются и развиваются у все меньшего числа школьников, не благодаря, а, скорее, вопреки сложившейся системе обучения.
Первый сигнал тревоги для российской школы прозвучал еще в 2000 году, когда в рамках Международной программы оценки знаний учащихся-подростков провели широкомасштабное исследование, в котором участвовало 32 государства. Тогда проверили умения 15-летних школьников читать и грамотно писать. 
Печальный факт: россияне оказались на 6-ом с конца месте. И вместо того, чтобы сделать выводы, мы продолжили гибельные реформы, ведущие к краху российской традиции школьного образования, к окончательной утрате ее ценностных ориентиров и достижений. 
И это не пустые слова. В подтверждение приведем следующие данные. РФ в числе 40 стран мира участвовала в исследованиях 2003 года, которые провел Международный институт чтения. 
У школьников измерили качество чтения и уровень функциональной грамотности. В итоге выяснилось, что российские учащиеся занимают 32-ое место. 
По действующим требованиям, принятым в отечественной школе, главный критерий качества чтения - это скорость, потом - выразительность и безошибочное произношение. Пониманию текста почему-то отводится последнее место… 
Нация сегодня сама потянулась к «Тотальному диктанту», «Году литературы», «Дню русского языка», к акциям, которые проводят музеи и библиотеки… Но разве этого достаточно для преодоления разрушительных последствий  реформ образования? 
В этой связи сразу вспоминается древняя мудрость: «Ищи, кому это выгодно»! Приглашаем обсудить эти вопросы родителей учеников и педагогов города.

 

Комментарии 0