Ученые установили, как влияет на поведение людей «запах смерти»

21.10.2015 - 18:01

Зарубежными психологами установлено, что запах смерти заставляет человека переключить свой организм в "режим ЧП". В этой ситуации он рефлекторно мобилизуется и готов либо к побегу от опасности, либо к борьбе за жизнь.

Выяснилось, что в состав этого вещества входит основной компонент путресцин. Он вызывает у человека бессознательную защитную реакцию, при этом все тело готовится либо к экстренному бегству, либо к драке за собственную жизнь, - об этом вышла подробная статья в специальном научном журнале.

С древних времен люди выделяли из всех известных запахов особенный, сладковатый "аромат смерти", который витает поблизости от трупов (он напоминает запах свежескошенной травы). В начале прошлого столетия исследователи выяснили, что 2-мя главными составляющими "трупного запаха" являются 2  азотосодержащих вещества (кадаверин и путресцин), их молекулы и выделяются  в воздух во время разложения трупа.

2 года назад американские биологи выяснили, что обоняние далеких предков человека способно было улавливать этот запах в ничтожных дозах и помогало им обходить стороной те участки ареала, если в воде или в почве появлялся запах трупного разложения.
А.Висман (Великобритания) вместе с коллегой И.Шрира (США) выяснили, что человек, скорее всего, сохранил эту способность, наблюдая за тем, как люди неосознанно реагируют на присутствие в воздухе путресцина в ходе своих опытов.

Ученым удалось собрать 12 добровольцев, и в экспериментах они полностью подтвердили версию о бессознательной реакции организма на эти вещества.
По версии ученых, это и есть так называемая реакция "бей или беги". Данной фразой описывают такое состояние организма, когда он предельно концентрируется, чтобы избежать угрозы или отразить ее ради спасения своей жизни.

Ученые испытывали также влияние концентрации этого вещества, как оказалось, даже мизерное присутствие вещества вызывало у человека повышение внимания к опасности и большую агрессию к окружающим, а также способствовало обострению его способности искать выход из опасных для жизни ситуаций.

Вообще, как отмечают психологи и физиологи, реакция на запахи сильно влияет на поведение человека. Кстати, данное исследование доказывает, что другие химические вещества, которые встречаются в дикой природе, могут переключать поведенческую программу человека. А сами Висман и Шрира планируют продолжить исследования в этом направлении.