Ученым покорилась тайна "синдрома хронической усталости"

04.09.2016 - 11:13

Биологи обнаружили в крови у людей, страдающих от синдрома хронической усталости (СХУ), химические маркеры, которые показывают, что эта болезнь, возможно, является необычной формой спячки (диапаузы), когда в организме тормозятся все обменные процессы. Об этом предположении ученых пишет специальный журнал PNAS.

Хотя причины развития синдрома хронической усталости могут быть совершенно различными, появление СХУ у разных людей одинаково изменяет обмен веществ в клетках.

По своей химической картине синдром напоминает диапаузу (у животных это называется спячкой и бывает вызвано неблагоприятными условиями среды). В этот период метаболизм замедляется и сохраняется на таком уровне, чтобы просто обеспечить выживание особи в условиях, которые могут привести к смерти. Так охарактеризовал свою гипотезу Р.Навью из университета в Сан-Диего (США, Калифорния).

К сведению, врачи отмечают заметный рост числа пациентов с выраженным синдромом хронической усталости за последнее время. Значительная их доля страдает от общего комплекса симптомов, включая частые спазмы, бессонницу, усталость и головные боли. До этого времени ученые и медики склонялись к тому, что причина развития СХУ имеет психологическую природу.

А недавно исследователи нашли подтверждение тому, что  это необычное заболевание развивается как результат своеобразного "заклинивания" нервной системы человека в режиме постоянного "ЧС". Это вызывает в организме больного воспалительные процессы, затрагивающие и спинной мозг. Р.Навью с коллегами раскрыли причины развития этих процессов, когда проанализировали образцы анализов 45 пациентов с СХУ, и  такого же количества здоровых добровольцев (проверив у них кровь и мочу).

Во время исследования ученые сравнили набор из 600 белков и прочих биологических молекул, занятых в обменных процессах организма, и обнаружили, что у 100% больных оказалась нарушенной работа 20 цепочек белков, которые несут ответственность за метаболизм. Активность в них была значительно снижена, а картина нарушений, совпадала с тем, что происходит в организме насекомых во время диапаузы.

Как считают ученые группы Р. Навью, их открытие нарушений в процессе обмена веществ, которые проявляются при СХУ, поможет найти способ лечения этого недуга и обеспечат возможность ранней диагностики заболевания для облегчения жизни миллионам людей, страдающим от этой странной болезни.